пятница, 10 августа 2007 г.

8. Набросок к портрету гомофоба

27 мая прошел Всемирный день борьбы с гомофобией. Гомофобы встретили его во всеоружии... В этом эссе представлена попытка дать набросок к портрету современного российского гомофоба...

“Нужно объяснить каждому, что судьба еврея – это его судьба. Ни один француз не будет свободен до тех пор, пока еврей не сможет пользоваться всеми своими правами. Ни один француз не будет в безопасности до тех пор, пока хоть один еврей – и во Франции, и во всем мире –должен опасаться за свою жизнь”.
Жан-Поль Сартр,
“Размышления о еврейском вопросе”


Если человек придерживается того мнения, что так называемое “падение нравов и традиционных, исконно русских ценностей” характеризуется в том числе и наличием публичной гей-культуры, если человек полагает, что гомосексуализм – это противоестественное извращение, которое нужно лечить, а некоторых случаях – физически искоренять, если человек агрессивно ведет себя по отношению к геям (от частных издевательств до участия в разгромах гей-клубов), то говорят, что этот человек – гомофоб.

Явление гомосексуальности и гомофобии достаточно подробно исследованы в медицине и психологии, особенно – западной. Безусловно, что в настоящем эссе мы будем учитывать все эти работы. Но наша цель несколько иная – в свете недавнего разгрома гей-парада в Москев мы хотели бы представить набросок к портрету современного российского гомофоба. Здесь мы будем опираться на блестящее эссе Жан-Поля Сартра “Размышления о еврейском вопросе” (в 1945 вышло под названием "Портрет антисемита", в 1946 был издан полный вариант), в котором Сартр, описывая антисемитизм, дает характеристики ксенофобии вообще, частью которой является гомофобия.

Человеческая психология определяется двумя факторами: с одной стороны, человек – это животное, с набором определенных инстинктов и шаблонов поведения; с другой – наделенное разумом существо, контролирующее все природное внутри себя. В этой классификации гомофобия предстает как животное и инстинктивное явление, как проявление самого низменного, что есть в человеке – если, конечно, человек не испытывает удовольствия от того, чтобы на несколько часов, пока он кричит “Бей пидоров!” и выбрасывает вверх свой кулачок, побыть в шкуре обезьяны или в лучшем случае – неандертальца.

Действительно, с точки зрения медицины давно доказано, что гомосексуальность является не отклонением от нормы, а нормой. Метафизическое представление о человеческой сексуальной ориентации давно уже отвергнуто: склонность к гомосексуальности или гетеросексуальности формируются в детстве и зависят от огромного количества факторов. Гомосексуальность не падает на человека как зараза, бацилла или грибковое заболевание. Ей не заразишься от поручня в метро, от кашля гомосексуала. И главное – как правило, человека никогда не заставишь быть гомосексуалом, если у него нет к этому склонности.

Другой вопрос, что процент детей, у которых сформировалась склонность к гомофобии, крайне низок. Мы не очень-то доверяем статистическим данным, потому что в силу господствующих в обществе предрассудков не всякий гей спешит заявить о своей ориентации. Но точно известно, что количество гомосексуалов примерно равно количеству тех, кого называют “левшой”. Хорошо, что никто не устраивает демонстраций против левшей, хотя известны сотни примеров, когда учителя пытаются переучивать их писать правой, в результате дети за год кое-как, криво-косо, но учатся царапать правой “Волга впадает в Каспийское море”.

Оснований для рационального неприятия гомосексуальности нет – то есть таких оснований, которые имеет любой человек, когда узнает, что заразившейся сибирской язвой человек не изолирован в больнице, а разгуливает по улице, считая, что тем самым реализует свое право на свободу перемещения. Как писал Сартр, в основании ксенофобии, и в том числе – гомофобии, лежит страсть. Гомофоб может привести вам тысячу доводов и даже якобы “научных” фактов того, что гомосексуальность есть нечто противоестественное, но все они будут изначально вытекать из иррациональной, ничем не объяснимой, животной страсти. Гомофоб ненавидит гея всем своим нутром, с пеной у рта, с криком и срывающимся голосом. Гей для него – это источник заразы, бациллы, грибка; это существо порочное и презренное.

Гомофоб может говорить, что у него есть друзья геи, что, в принципе, они ребята неплохие, но гомосексуальность как явление он не принимает и считает, что геев нужно лечить.

Гомофобия начинается не тогда, когда человек выходит на Тверскую улицу, чтобы “побить пидорасов”; не тогда, когда он кричит вдогонку гомосексуальной парочке “Козлы!” – гомофобия начинается уже тогда, когда человек говорит, что мол “я вообще против крайних мер, но лично они мне неприятны”. Именно в этот момент у человека срабатывает инстинкт, он повинуется страсти, перестает быть человеком и становится животным.

Страсть не является единственным и главныи источником гомофобии. Ниже мы расскажем и о других факторах, среди которых главным является социокультурый. Но страть есть нечто психологическое, человеческое, и без нее все остальные факторы не сработают. Впрочем так же, как и она не сработает без них.

Это не значит, что мы против страсти как таковой. Это неизбежная составляющая человека. Любовная страсть, страсть революционера, ученого или художника – прекрасны, потому что направлены на созидание чего-то благородного и красивого. Страсть гомофоба – разрушительная и инстинктивная. Он ничего не утверждает, вернее – думает, что что-то утверждает, но его созидание – ложно и фальшиво, оно основывается на заблуждении.

Что же характеризует этот инстинкт?

Основу мироощущения человека с момента появления Homo Sapiens составила мифологема “свой-чужой”. Человек стал делить мир на освоенный, знакомый и безопасный – и неизвестный, опасный и враждебный. Это принцип составил основу мифологических представлений и вообще человеческих отношений. Свой мир, как и мир чужой, всегда имеют градацию по степени безопасности и враждебности: своя страна – свой город – свой двор – своя семья – своя комната – я. Несмотря на то, что человек развивается, это разделение исчезает очень медленно: когда мы приходим в чужой дом, он нам с одной стороны интересен, а с другой – мы чувствуем себя в нем чужими, и рано или поздно хоти вернуться домой. Конечно, мы не верим, что за стеной живет домовой, но фольклорные представления уходят медленно и вряд ли уйдут навсегда в ближайшем будущем.

“Свои” всегда объединяются для того, чтобы противостоять “чужому”. Одновременно “чужой” всегда необходим, чтобы было против кого объединяться. В школе, особенно в младших классах, всегда есть несколько “чмошников”, которых третируют за плохую одежду, неряшливость, дурную внешность и т.д. “Чмошник” обычно воспринимается как существо низшее; его портфелем часто играют “в сифу”, как каким-то мусором; сесть за одну парту со чмошником – значит, заразиться от него “чмошничеством”.

С того момента, как появилось социальное расслоение, “чужой” стал необходим еще по одной причине. Наличие раба или чмошника (любого объекта ксенофобии) удерживает человека на определенном уровне: как бы низко он не падал по социальной лестнице, всегда есть те, кто находится ниже его. Особенно это очевидно при капитализме, когда карьера становится чуть ли фундаментальным принципом человеческой жизни: “как бы низко я не находился, у меня есть то, что не пропьешь – я русский! А еврей, как бы высоко он не был, так и останется чем-то низшим, потому что он еврей”. Этническая принадлежность или сексуальная ориентация становятся собственностью, которая возвышает человека, где бы он социально не находился.

Гомофобия является составной частью ксенофобии и обычно идет рядом с расизмом и антисемитизмом. Как правило, человек, не приемлющий гомосексуальность, одновременно не любит евреев и мигрантов. Однако у гомофобии есть свои, специфические причины.

Самый известная и банальная причина, но от этого не перестающая быть верной – это та, что гомофоб по сути является латентным гомосексуалом и, боясь собственных желаний, подавляет их. Это не значит, что у него есть тяга к абсолютной гомосексуальности – нет, скорее всего он по своей ориентации бисексуал. Но господствующие предрассудки гонят не заниматься сексом с представителем своего пола, а на Тверскую улицу, громить гей-парад.

Собственно, именно поэтому ударную силу гомофобов составляют неонацисты. Фашизму и нацизму свойственны культ мужской силы, мужского тела. Стройные ряды подтянутых юношей, одетых в маечки и трусики и вместе кричащих своими ангельскими голосками “Хайль, Гитлер!” – это ли не мечта как любого фашиста, так и любого гея? Конечно, высказывание, что всякий фашист – латентный гей звучит провокационно, но, на наш взгляд, недалеко от истины.

Гомофоб обычно является сексуально неудовлетворенным человеком. Достаточно посмотреть на женщин и бабушек в платочках, явившихся на разгром гей-клуба и гей-парада. Всю жизнь желая секса, они по различным причинам (возможно, изначально религиозным, возможно – только впоследствии) – им не занимались. Мысль о сексе казалась им запретным, и они загоняли ее поглбуже, а теперь любая сексуальная тематика вызывает в них, с одной стороны, острый интерес, но с другой – этот интерес подавляется, в том числе самым радикальным способом. Нормальному человеку – даже и гомофобу в быту – вряд ли придет в голову явиться ночью к какому-то гей-клубу. Тут необходимо особенное психическое расстройство.

Гомофобы, как правило, люди социально не очень успешные – или недостаточно успешные, как им самим кажется. “Все друзья уже богатые, один я – никакой, – рассуждает гомофоб, – ну, ничего, зато у меня есть моя ориентация”. Расист и антисемит размахивают собственной этнической принадлежностью – что ж, они ее действительно “используют”. Гомофоб размахивает своей ориентацией, хотя обычно она ему не очень нужна.

Страх гомофоба – это страх предрассудков. Насколько гомосексуальность считается в обществе позорным и недопустимым явлением, настолько силен страх человека, что он или его близкие являются или станут гомосексуалами. Катастрофические заблуждения в сексуальной сфере, средневековые представления и комплексы являются катализатором гомофобии, а гомофобия, в свою очередь, все больше укореняет эти предрассудки. Получается замкнутый гомофобский круг.

Наконец, гомофобия, как и ксенофобия, являются составными частями капитализма: они делят людей не по классовому признаку, а по сексуальному, национальному и проч. Капитализму выгодны мнимое стирание классовых противоречий и теория «социального партнерства». Ксенофобу все равно, рабочий перед ним или капиталист; он считает, что во всем виноваты эти – «пидоры, жиды, хачики». Именно поэтому формальное признание прав гомосексуалистов в западных странах не устраняет гомофобию, просто прикрывает ее.

В этом смысле, можно сказать, что не «проблема» гомосексуализма порождает гомофобию, а гомофобия – гомосексуализм. Если бы не было гомофобии, то никто бы не обращал внимания на гомосексуализм – он был бы частью нашей обыденной сексуальной жизни. Но гомофобия постоянно напоминает нам о гомосексуалистах, а геи, в свою очередь, вынуждены группироваться, объединяться и выступать единым фронтом, что дает гомофобам повод сказать: «Ага, вот они, содомиты, все вместе, хотят нас всех совратить». В результате получается своеобразный замкнутый круг.

Уровни гомофобии бывают разные, но от этого не перестают быть гомофобией. Как только человек говорит, что геи ему неприятны, он автоматически включает механизм той самой страсти – и автоматически перестает быть человеком.

Какие же аргументы против гомосексуальности использует гомофоб? Самый простой, что-де гомосексуальность противоестественна, опровергает современная медицина: гомосексуальность так же естественна, как и гетеросексуальность.

Вы говорите это гомофобу – и если он не совсем чокнутый и не скажет, что эта медицина куплена жидомасонами, то тогда он вам ответит: ну, не знаю, что там говорит медицина, но они себя слишком агрессивно ведут и мне это не нравится. Сидели бы себе тихо по домам и совокуплялись, никому не мешая.

Итак, “агрессивно ведут”. Что на деле это означает? Это означает, что многим гомосексуалы зачастую ведут себя очень изнеженно и по-женски. Многих это раздражает. Почему? Их ведь не раздражает, когда так же ведут себя женщины – наоборот, кокетливая женщина кажется многим прекрасным, а вот кокетливый мужчина – нет. Таким образом, агрессивность исходит не от самого гея, который ведет себя вполне естественно с точки зрения своей ориентации, а появляется лишь в восприятии гомофоба. А тут действует все та же страсть. При этом если к гомофобу-мужчине пристает девушка, то гомофоб будет только рад и нисколько не возмутится такой агрессивности.

Под агрессивностью очень часто понимается негативное отношение со стороны гомосексуалов к гетеросексуалам. Но мы должны понять их: их постоянно третируют, на каждом углу называют “пидорами” – после этого очень трудно сохранить нейтральное или позитивное отношение. К тому же, здесь действует закон малой группы: любое меньшинство, стремящееся утвердиться и при этом не потерять идентичности, ведет себя агрессивно. Признание этого сообщества автоматически снизит его агрессивность.

Нередко гомофоб говорит, что гомосексуальность распространена среди богатых “зажравшихся” людей. Однако это представление основано на том факте, что заметная обществу гомосексуальность явлена через гей-клубы и гей-сообщества. Посещение любого клуба является недорогим удовольствием, да и интересует определенный круг населения. Как правило – представителей среднего класса. Но большинство гомосексуалов живут обычной жизнью, тщательно скрывают свою ориентацию, страдают от непонимания и одиночества. Хорошо быть геем в Москве или Петербурге – а попробуйте найти себе партнера в поселке Комсомольский Красноярской области. И таких случаев – большинство. Люди живут годами, довольствуются мастурбацией в туалете и мужскими рукопожатиями на работе.

Часто гомофоб говорит, что в принципе он не против гомосексуальности, но геи и лесбиянки вовлекают в нее молодых неопытных юношей и девушек, совращают их. На это можно только повторить: если у человека нет склонности, формируемой в детстве и зависящей от множества факторов, человек не станет геем, хоть бы его и соблазняли сотни лидеров гей-тусовки мира. В годы отрочества автор этой статьи несколько раз бывал объектом приставаний геев. Это были даже не приставания – просто пытались знакомиться на улице или в парке. Я говорил, что я не гей, и мне это, вообще-то, не очень интересно. И все: никакого желания и никакой гомофобии. Чистое отсутствие склонности.

Но на этом аргументы гомофоба не исчерпаны: “гомосексуализм не способствует деторождению”. “Страна вымирает, а вы тут пидоров защищаете!” – говорит нам гомофоб. Но: во-первых, большинство гомофобов бездетны – потому что если бы были дети, то были бы мужья и жены, а тогда было б меньше агрессивности; во-вторых, процент геев по отношению к гетеросексуалам так низок, что сомнительна катастрофичность неиспользования ими детородных функций.

Тогда гомофоб включает тяжелое оружие и заявляет, что гомосексуальность противоречит так называемым “традиционным духовным ценностям”. Что это такое, никто толком не знает, но ясно одно – это то, что всегда на страже всего самого косного и мракобесного. “Традиционные ценности” являются самым простым способом восприятия мира: вместо самостоятельного критичного мышления человек напяливает на себя готовый набор шаблонов и клише, универсальных и простых. Построить дом, вырастить сына, жить ради самой жизни, работать, отдыхать, смотреть телевизор. Гомосексуальность сюда не приткнешь. Гомосексуальность отсюда выпадает. Гей сына не растит и жену не любит. Он – чужой на этом празднике жизни.

Ну что ж, традиционные ценности – это хорошо. Только гомофобу невдомек, что они так же историчны, как и большинство остальных: гомофобия не есть абсолютная моральная ценность. В Древней Греции и Риме гомосексуализм не считался чем-то противоестественным, а негативное отношение к нему приходит в христианство через Ветхий завет.

И единственный аргумент гомофоба, против которого спорить невозможно, – это то, что гомосексуализм противоречит христианству. Гомофоб в бога верит, а вы – нет. И на этом с гомофобом стоит прощаться.

Набросок к портрету завершен. Гомофоб остался стоять с пеной у рта и со своим главным аргументом – своей страстью, своей ненавистью. Хорошо – но что с этим делать? Как бороться с гомофобией?

Если отложить в сторону традиционную концовку статей всех левацких групп: “и только вместе с мировой ррреволюцией…” и далее по тексту, то вопрос такой: что можно сделать сейчас, пока революция не произошла – и что можно будет сделать после революции, потому что гомофобия является хроническим заболеванием общества, а не обычным ОРЗ.

Во-первых, каждый должен четко осознавать истинные причины и истоки гомофобии. Каждый должен знать контраргументы, чтобы выявить нелепость всех положений гомофоба и указать на истинную причину его ксенофобии – его животную страсть. Нужно ткнуть его в собственное неандертальское отражение в маленькой надежде, что он ему ужаснется.

Во-вторых, нужно выходить на акции в поддержку гомосексуализма, нужно защищать их акции от гомофобов. Мы должны защищать права геев и лесбиянок так же, как и свои собственные. Не больше и не меньше.

Во-третьих, не нужно бояться заявлять о том, что вы резко против гомофобии – не нужно стыдливо скрывать эти темы, нужно их обсуждать и доказывать собственную правоту.

Именно стыдливость, ханжество и лицемерность общества загоняют проблему гомосексуальности подальше. Ее будто бы нет. Каждый должен решать ее сам, по-своему – подобно тому, как каждый должен решать проблему собственного сексуального воспитания. Сексологию в школах не преподают. О сексе по телевизору говорят только с пошленькой улыбочкой. Между тем рассказ об истинных причинах гомосексуализма сразу снизил бы число гомофобов среди подростков – пусть и незначительно.

Но мы прекрасно осознаем, что в современной России это невозможно: страна скатилась в авторитаристское болото с серым чиновничьим лицом, носителем тех самых традиционных ценностей. Именно исходя из этих ценностей и запретил Лужков “шествие содомитов”. Именно об этих ценностях и трубит сейчас телевизор. Именно они сейчас и насаждаются.

Значит, будем жить в этой лжи, в этой фальшивой стыдливости и в этой ксенофобии...

И бороться с ними.

А. Малютин
04 июня 2006

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, Алекс!
Я Валерий Силантьев - редактор сайта Служения Nuntiare et Recreare, Российского движения ЛГБТ-Христиан. Нас заинтересовали некоторые Ваши авторские материалы и мы бы хотели разместить их на нашем сайте. Если Вам это интересно, то пожалуйста свяжитесь со мной по мэйлу jder собака mail.ru
Божьих Благословений!

Alex комментирует...

Здравствуйте, Валерий!
Если материалы будут размещаться полностью, без редактирования, и с указыванием ссылки на мой блог, пожалуйста. Буду рад.
Если у вас другой план, то тогда расскажите о нем.
Статья о гомофобах не моя (внизу есть ссылка на автора).